Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Станция 6.   г. ВЫСОКОЕ

 Высо́кое (белор. Высокае) — город в Каменецком районеБрестской области Беларуси, в 40 км от Каменца, в 3 км от железнодорожной станции Высоко-Литовск (линия Брест — Белосток (Польша)). По данным на 1 января 2016 года население города составило 5164 человек.

Город Высокое впервые упоминается в летописях в XIV веке под названием Высокий Город. Позже — он стал более известен как Высоко-Литовск. Это название сохранялось вплоть до 1939 г.

Высокое сформировалось на высоком левом берегу реки Пульвы, притоке Западного Буга.

Наиболее вероятно, что городской детинец находился вблизи переправы через реку, в районе современных улиц Горького, Матросова, Комсомольской.

Здесь остановился державший путь на Русь князь Гедымин, залюбовавшись красотой утопавшего в зелени града на холмах, разделенных широкой, полноводной рекой Пульвой.

В 1494 г. Александр, сын Казимира, Великого князя Литовского, подарил городу Магдебургское право и герб с изображением на голубом фоне серебряной двухэтажной башни-брамы с двумя окошками, крытой черепицей. Относился к великокняжеским, а затем частным владениям. В начале XVI в. Высокое принадлежало Яну Литтавору Хрептовичу и его жене Ядвиге Гольшанской. Принадлежал Иодковичам, великому князю, затем феодалам Хлевицким, Войнам. В 1647 г. имение вместе с деревнями Лумно, Статычи, Расно, Зубаче и Войновка купил у Лукаша Войны за 60 тыс. злотых гетман ВКЛ Павел Ян Сапега: с этого времени начинается новый период в жизни города и его жителей, связанный, в немалой степени, со строительством и существованием высоковского замка. Место для замка было выбрано на правом берегу реки Пульвы при впадении в него ручья. Наиболее укрепленной частью замка была въездная брама, фланкированная по сторонам треугольными бастионами. К расположенному в юго-западной стороне двору примыкал регулярный парк. Замок сильно пострадал во время русско-польской войны 1654—67 годов и Северной войны 1700—21 годов, но был восстановлен. Позже город перешёл к Потоцким.

Первый костёл в Высоком, по исторической легенде, был построен из дерева во времена Витовта. В 1603 г. на средства Андрея Войны был возведен новый каменный костёл, освящённый в 1609 году луцким бискупом кс. Павлом Валуцким. За время своего существования Свято-Троицкий костёл многократно перестраивался: так. Например, известно, что в 1735 г. по инициативе Михаила Сапеги был произведен большой ремонт костельного здания, повлёкший значительное изменение его облика.

Кирпичный, построенный в стиле барокко, Высоковский костёл является одним из самых прекрасных храмов Брестского Полесья. В 1671 г. город Высокое получил привилей на «вечную» ярмарку, которая дала дополнительные средства на восстановительные работы в замке и городе после окончания войны и способствовала экономическому развитию городского хозяйства. В 16-18 вв. высоковские мастера ткали широко известные ковры и полотно.

В ХVII в. сформировалась планировочная структура центральной части города, была образована первая регулярная торговая площадь, на которой, вероятнее всего, возвели городскую ратушу. Вблизи площади была построена церковь, первоначально деревянная, а с 1860-х годов — каменная.

В 1785 г. Александр Сапега основал в Высоком монастырь с костёлом ордена Бонифратров. При монастыре был открыт госпиталь на 20 человек, который продолжал существовать даже после закрытия монастыря.

Известно, что в 1775 г. по дороге в своё имение Волчин в Высоком останавливался последний польский король Станислав Август Понятовский.

С 1795 г. Высокое в составе Пруссии, с 1807 г. в Российской империи — местечко Брестского уезда Гродненской губернии. В конце 19 в. здесь построен дворец.

В 1897 г. в местечке 3434 жителя, 370 домов, работала канатная фабрика, кожевенный и свечной заводы, 2 маслобойни, 3 школы. По большим праздникам здесь проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из многих ближних и дальних мест покупать лошадей, крупный рогатый скот, свиней.

В 1914 г. в Высоком 3800 жителей, 12 мелких предприятий (32 рабочих). До первой мировой войны Высокое славилось тем, что здесь разводили голландскую породу коров, за что на сельскохозяйственных выставках их владельцы неоднократно получали призы.

В 1915—18 гг. Высокое оккупировано войсками кайзеровской Германии, в 1919—20 гг. — Польши.

В 1919 г. Мария Потоцкая передала имение вместе с городом своему сыну Якубу Потоцкому — последнему частному владельцу Высокого, владевшему им до 1939 года.

В августе 1920 г. установлена Советская власть, в конце августа Высокое вновь занят Польшей. По Рижскому мирному договору 1921 г. город отошёл к Польше и входил в Брестский повят Полесского воеводства. Действовал подпольный райком КПЗБ.

В сентябре 1939 года занят Красной Армией и вместе с западными областями Белоруссии присоединен к БССР. В 1939 г. в городе 6,1 тыс. жителей. В 1940—62 гг. центр Высоковского района.

23 июня 1941 года оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, которые в городе и районе уничтожили 1297 человек. Действовал подпольный райком ЛКСМБ (декабрь 1943—10.7.1944). Высокое освобождено 28.7.1944 г. воинами 54-й гвардейской (генерал-майор М. М. Данилов) и 152-й (полковник А. Т. Кузин) стрелковыми дивизиями 3-го гвардейского стрелкового корпуса 28-й армии 1-го Белорусского фронта в ходе Люблин-Брестской операции.

В 1959 г. насчитывалось 2,6 тыс. жителей. С 1962 г. в Каменецком районе.

Высокое – самый западный город Беларуси. Бывший на протяжении многих столетий родовым гнездом для нескольких магнатских родов, город не может остатьсянезамеченным любителями отдыха и туризма в Беларуси. Размещается Высокоев 40 километрах на север от Бреста недалеко от государственной границы с Польшей.

Впервые город упоминается в летописях под названием Высокий Город в 14 веке. Удачное размещение Высокого на берегу реки Пульвы отмечал еще великий князь Гедымин, останавливавшийся в этой местности во время одного из своих походов. В течение всей своей долгой истории город принадлежал многим известным магнатским родам, но наибольшего расцвета Высокое достигло при Сапегах. В 1647 году Ян Павел Сапега, купивший город у Лукаша Войны, построил на крутом берегу реки Пульвы замок, чьи мощные стены пережили не одну войну. Город также издавна славился своими ремесленниками, производившими знаменитые во всей Белоруссии полотна и ковры.

Начать свое знакомство с городом лучше всего с руин древнего замка Сапег в Высоком. Турист увидит остатки военных укреплений: крутые насыпные валы, разрушеннуюбраму и части каменных стен. Следует посетить также дворцово-парковый ансамбль Потоцких в Высоком, дошедший до наших дней практически в первоначальном виде. Построенный в 1815 году дворец является ярким примером архитектуры классицизма. Кроме, собственно, усадебного дома вниманию путешественников представлены и другие строения комплекса: оранжерея, флигели и различные хозяйственные постройки, сохранившие свой первозданный облик. Насладиться тишиной и спокойствием можно в дворцовом парке, где интересные ландшафтные композиции и природные родники сочетаются  с экзотическими видами деревьев.

Особого внимания заслуживает Крестовоздвиженская церковь в Высоком, построенная в 1869 году. В одном из первых богослужений храма приняла участие российская царская семья: император Александр Третий, императрица Мария Федоровна и их дети. Об этом примечательном для истории города событии свидетельствует памятная плита, установленная у входа в церковь. Среди других сакральных объектов города стоит выделить Троицкий костел в Высоком, построенный 1609 году в стиле барокко, а также часовню Святой Варвары, возведенную в 1772 году и отличающуюся богатым убранством интерьера.К сожалению, не сохранился монастырь бонифратов, заложенный в 18 веке Александром Сапегой. Тем не менее, у туристов есть возможность увидеть жилой корпус монастыря в Высоком. О том, что некогда в городе проживало немало евреев, свидетельствуют сохранившиеся здания синагоги и школы. Время их строительства ученые относят к концу 18 века.

Экскурсии в Высокое заинтересуют любителей отдыха и туризма в Беларуси своей насыщенностью. Ведь посещение города, богатство историческими памятниками которого трудно переоценить, не сможет не оставить незабываемые впечатления.  

ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 

 

РОДНИКИ

Родник в д.Ставы                          

         Родники выходят к свету в местах живописных и тихих, удаленных от суеты и шума. Именно такое место выбрал родник, расположенный близ деревни Ставы на склоне коренного берега реки Буг. Недалеко от родника есть ещё одна святыня, по сей день почитаемая людьми – глубоко вросший в землю камень с углублением, напоминающим очертания человеческой стопы небольшого размера. С этим камнем и родником связана красивая легенда.

 

Давным-давно, когда камни еще были мягкими, Матерь Божия спустилась на Землю. Идя по равнине, она не заметила на своём пути камень и споткнулась о него, но пошла дальше, но вскоре попала в очень заболоченное место. Долго шла, пытаясь выбраться на сушу, очень устала, одежды её испачкались, и силы стали покидать её. Тогда, воздев руки к Небу, она стала посылать молитвы Господу, что бы помог ей вернуться. Господь ответил: «Не печалься и иди под гору, там есть родник. Найди его, расчисти и умойся родниковой водой, она придаст тебе сил». Матерь Божия сделала все, как велел ей Господь и почувствовала, как силы возвращаются к ней. Тогда она сказала: «Пусть эта вода придает людям силы, приносит исцеление и служит им для добрых дел». Затем, выломав в зарослях посох, она возвратилась к камню, о который споткнулась, встала на него и взлетела в небо.

И стал служить родник людям и служил долгие годы. Легенда эта передавалась из поколения в поколение, но постепенно забылась. И сам родник все больше приходил в запустение. Помнили о нем только старожилы, но не хотели распространяться, почитая это место как святыню.

В год празднования 60-летия Победы ветераны Великой Отечественной войны посетили эти места. Здесь проходила линия обороны и ветераны рассказали, что во время войны они брали воду из родника. Вода действительно придавала сил и мужества и помогала излечивать раны. Тогда и было решено родник благоустроить. Работы по благоустройству родника и прилегающей территории велись несколько месяцев. Были расчищены заросли, сделана дренажная система, дорожки, сам родник взят в бетонное кольцо, над ним возведена крыша. Рядом построена купель для желающих окунуться и небольшая капличка. Много душевных и физических сил приложили люди, чтобы дать этому месту новую жизнь.

5 октября 2005 года состоялось торжественное освящение родника в честь архистратига Михаила. Православные верующие называют этот родник Свято-Михайловским.

Географические координаты родника 52.1338 сек. с. ш. 23.2041 в. д., температура воды круглый год около 7 градусов, дебит родника – 0.06 л/сек, температура воды круглый год около 7 градусов Цельсия.

Родник объявлен памятником природы местного значения и включён в туристический маршрут «Следами Прибужских тайн».

 

Камень с отпечатком стопы Божьей Матери.

 

Родник в д.Огородники

                   Исправляя ошибки прошлого, мы возвращаем историческую память.  Это подтверждает история еще одного родника, который находится близ деревни Огородники. По воспоминаниям старожилов этот родник известен более трёхсот лет. Он образовался в результате пересечения водоносного слоя с оврагом. Священник токарёвской церкви батюшка Степан родился и вырос в наших краях. Он рассказывал, что отец его всю жизнь пил воду из этого родника и был убежден в ее целебной силе.  Уже в те времена люди утверждали, что в воде содержится много серебра. Откуда же простые крестьяне могли это знать? В Огородниках было небольшое поместье, которое принадлежало владельцам Высоковской усадьбы графам Потоцким и называлось Александрия. Хозяева были довольно образованными людьми, да и гости у них часто останавливались близкие к науке. Отсюда можно предположить, что кто-то из них и сделал анализ воды, вот и   стало известно о содержащемся в ней серебре. Современное исследование подтвердило это утверждение.

В 2006 году родник был благоустроен стараниями неравнодушных людей: была построена купальня, бревнами выложен спуск к источнику и дорожки.  Во время торжественного открытия и освящения родника присутствующие стали свидетелями удивительного явления: множество аистов описали несколько кругов над родником. Казалось, что птицы радуются вместе с людьми тому, что родник получил новую жизнь, и будет продолжать давать им силы и здоровье, как давал их дедам и прадедам. А затем в небе появился правильной формы крест (каким бывает след от самолёта). Возможно, это небеса посылали людям знак, что они сделали правильное и доброе дело, возродив родник.

Географические координаты родника 52.34.32, 23.3486.

 

Работы по благоустройству

 

 

 Открытие и освящение родника

 

Родник в д. Тумин 

Туминский родник – уникальнейший из родников.  Уникальность его в том, что находится он среди залежей голубой глины, которая является сильным адсорбентом. Вода на глине тонизирует организм, успокаивает нервы, улучшает сон. Народная медицина предлагает употреблять такую воду для исцеления целого ряда заболеваний.

Родник находится в самом центре деревни, но, несмотря на это, а может быть «благодаря» этому территория вокруг него была сильно загрязнена.Несколько месяцев потребовалось для того, чтобы очистить и благоустроить родник. Источник заключили в бетонное кольцо, над ним установили капличку с деревянным куполом. В каплице находится привезённая из Москвы икона святого Пантелеймона, который в православной церкви считается заступником всех больных. Рядом построена купель для желающих окунуться в родниковую воду, заботливо затянутая тканью, чтобы не попадал сор и листва.  К роднику ведёт заасфальтированная дорожка, территория обнесена красивым забором.

Старожилы рассказывали историю о том, что в старину, когда долго не было дождей, и засуха грозила уничтожить урожай женщины деревни собирались у родника и возносили молитвы о том, чтобы Господь послал на Землю дождь. И к вечеру над деревней собирались тучи и небо посылало на Землю долгожданную влагу.

Географические координаты – 52. 4188, 23.3483.    Дебит – 0,25 л/с.

Родник объявлен памятником природы местного значения.

 

 

                Благоустройство родника

 Родник в д.Верхи

Место выхода грунтовых вод представляет собой небольшую ложбину, которая начинается за огородами деревни севернее основных источников. Начинается ложбина воронкообразным понижением диаметром 30-35 м. и глубиной 100-120 см, поверхность сложена песчано-гравийными отложениями. Источники, которые образуются в пределах данной ложбины, питают р. Змейка, впадающую через систему прудов в р. Пульва. Выходы грунтовых вод отмечаются в пределах всего воронкообразного понижения верховий ложбины. Основные выходы воды оборудованы. Всего железобетонными кольцами обустроено 4 родника. Все родники нисходящего типа, температура воды – 7,5 градусов Цельсия круглый год. Весной во время высоких половодий уровень воды, стекающей с водораздела и заполняющей долину поднимается на 1-1.5 м. При этом оборудованные колодцы так же заливаются водой, заносятся песком, мусором. Дебит – 0,1 – 0,25 л/с.

Здесь все наполнено какой-то особенной энергией, и это хорошо ощущается в утренние и предзакатные часы, когда в окрестностях криницы царит почти полная тишина, нарушаемая только звоном живых родников и шустрых ручейков студеной ключевой воды. Ни с чем несравнимое удовольствие –   ходить босиком по этим ручейкам. Сначала чувствуешь невыносимый холод, а потом во всем теле появляется необычайная сила, лёгкость и бодрость. Кажется, что не вода, а чистая энергия струится из-под земли. Здесь настоящее царство тишины и покоя, даже время будто бы течет по-другому. Здесь нет ничего лишнего и наносного. Криницы сохранили свою природную красоту. 

Географические координаты – 52.39.10 с. ш., 23.41.09.

Родник в д.Мыкшицы

Родник образован в результате пересечения водоносного слоя с речной долиной. Источник заключен в колодезное кольцо из нержавеющей стали с люком, огражден аккуратным забором. Все это много лет назад сделал житель деревни Николай Матушко, ныне покойный. Вода подаётся по металлической трубе, избыток воды уходит по небольшому стоку к реке. Несколько десятков лет назад за огородами било еще несколько родников, но, когда выпрямили русло реки Пульва -  родники ушли. До недавнего времени перед деревней была еще одна маленькая криничка. Два года назад началось строительство дороги, рабочие вырыли ров, и она тоже исчезла.

Уроженец деревни Виктор Георгиевич Наймук вспоминает: «Раньше практически каждая семья держала корову, хозяева сбивали из дубовых досок небольшие короба-«колодцы» и вставляли туда банки с молоком. Весь родниковый ручей был уставлен такими «колодцами». Каждый житель знал, где его молоко, где молоко соседа. Молоко прекрасно хранилось в студёной родниковой воде. Ну и пили, конечно, все родниковую воду. Еще помню, как пастухи, пасущие колхозное стадо принялись пригонять скот к роднику на водопой. Понятно, что коровы все разбили копытами, загадили.

Тогда жители деревни обратились к председателю колхоза В.Л.Бедуле и он запретил пригонять сюда стадо. Родник спасли».

Еще местные жители заметили интересную особенность своего родника – он «блуждающий». То есть он выходит на поверхность то в одном, то в другом месте в радиусе 2 метров.

Родник освящен православным священником о.Степаном.

Географические координаты – 52.3858 с. ш., 23.3967 в. д. Дебит – 0,02 л/с.

  

Родник д. Свитичи

Родники между д. Гремяча и д. Свитичи -  система родников, известных ещё в 19 веке. Один из родников был благоустроен и источник заключен в бетонное кольцо, над ним сделан навес из веток и камыша, дорожка к роднику выложена брусом. Из воспоминаний местных жителей известно, что люди, когда пасли скот или работали в поле всегда пили воду из родника. Родник обрамляет луговая растительность во всём своём разнообразии. Встречается большое количество представителей фауны беспозвоночных животных, много жесткокрылых и других водных насекомых. Благоустроен, торжественно открыт и освящён он был летом 2007 года. Вода в роднике характеризовалась чистотой и высокими вкусовыми качествами, зимой вода не замерзала.  Когда родник открывали, пробы воды имели хорошие бактериологические и физико-химические показатели. К сожалению, этот родник в последние годы пересох. Подход к другим затруднен из-за непроходимых   зарослей кустарника и сорняков. Добраться до них не представляется возможным. Здесь же находится несколько небольших водоёмов, судя по тому, что вода в них достаточно холодная даже в летнюю жару можно предположить, что на дне этих водоёмов тоже бьют ключи.

Это место интересно с исторической точки зрения. Как мы уже сказали, родник расположен между деревнями Свитичи и Гремяча. Деревня Свитичи известна еще с 17 века. Когда Павел Сапега купил Высокое в документах указывается, что он приобрел вместе с Высоковской усадьбой и ряд деревень, в том числе и Свитичи. В Гремячей была усадьба известного рода Чарторыйских Солтанов. Её история тесно связана с Волчином. Когда мы обследовали территорию вокруг родника, то заметили фрагменты дороги, вымощенной камнями, так называемого «брука». Можно предположить, что эта дорога много лет назад связывала деревни, а находящийся рядом родник не раз утолял жажду и придавал сил уставшему путнику.

Географические координаты родника– 52.32.07 с.ш., 23.39.18 в. д.   

Родник в г. Высокое 

Источник находится на территории дворцово-парковой усадьбы Сапегов-Потоцких. В густой лиственной части парка на берегу обводного канала. Каналы были вырыты вокруг замка, построенного Павлом Сапегой и представляли собой часть оборонительной системы замка и соединяли парковое озеро с рекой Пульвой. Вероятно, постройка канала и явилась причиной выхода родника.

Из воспоминаний жительницы города Высокое Т.С. Маринчук: «Родник всегда пользовался популярностью у жителей города.Будучи детьми, мы любили гулять в парке и всегда прибегали к роднику попить воды и умыться. У горожан была традиция отмечать в парке праздники – 1-е мая, 9-е Мая, здесь было очень многолюдно и все приходили к роднику за водой. Сначала он небыл не обустроен, потом преподаватель физкультуры СПТУ В. А.Лукьянов вместе с учащимися заключили источник в бетонное кольцо. В начале 2000-х над источником возвели крышу, построили купальню, территорию вокруг благоустроили, посадили цветы и выложили камнями дорожки к роднику. Многие высоковчане, и я в их числе, ходили окунаться в купели. А потом было объявлено о плохом качестве воды, и мы прекратили это делать».

Действительно, родник обустроен.  Но,к сожалению, из-за того, что он находится в парковой зоне – месте активного отдыха горожан, территория родника постоянно засоряется бытовым мусором и требует регулярной уборки. Высоковский родник тоже имеет свою легенду, и она гласит, что во времена ВКЛ в городе бил родник на горке недалеко от костела. Вода в нем обладала исключительным вкусом. Но однажды один легкомысленный шляхтич искупал в роднике свою собаку. Оскверненный родник «обиделся» и ушёл под землю.

Через некоторое время на этом месте построили каплицу святой Барбары. А родник проложил себе дорогу по той же параллели в парке.

Географические координаты – 52. 2215, 23. 2214.  Родник безнапорный, холодный, питается верховыми водами, которые располагаются в зоне аэрации. Их уровень постоянно колеблется в зависимости от поры года. Дебит – 0,1 л/с.

В ходе работы мы узнали ещё об одном роднике, находящемся в черте города Высокое на территории приусадебного участка семьи Т.С. и И.В.Маринчук. Когда в 1993 году они начали строительство дома житель д.Ковалики В.Лацевич указал им место на участке, в котором, по его словам, раньше бил родник. Воду из этого родника в середине прошлого века брали многие жители деревни. Решили проверить есть ли родник и стали расчищать землю в указанном месте. И, действительно, под слоем земли оказалось бетонное кольцо, а в нем вода. Так и появился на участке небольшой прудик, который никогда не пересыхает, потому что на дне его бьёт родник.

Обычаи и обряды, связанные с родниковой водой.

Кроме того, что родники служили источником водоснабжения для целых деревень, они являлись и по сей день являются своего рода духовными и культурными центрами для жителей той или иной местности. О каждом источнике местные жители рассказывают легенды и истории чудесного исцеления родниковой водой, передаваемые из поколения в поколение. Многие родники освящены, здесь проходят богослужения, собирающие большое количество верующих

Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, наш народ выработал целый ком­плекс религиозного почита­ния воды, с ней были связаны многие обычаи иобряды. Большой силой наделяли наши далекие предки родники, приближаясь к ним с особым почитанием и в полном молчании. В старину жизнь человека полностью зависела от природы, и воде поклонялись, как Богу. Ещё в дохристианские времена благотворное действие целебных источников приписывалось не естественным свойствам воды, но неизвестному, таинственному существу - духу ключа. Кто хотел найти исцеление, должен был, прежде всего, умилостивить божество. Родниковой воде приносили жертвы. Иногда это были венки из цветов, ветвей, фрукты. И даже смена религии не изменила отношение людей к родникам. До наших дней дошёл обычай бросать в источник ценные предметы: серебряные монеты, кольца или повязывать цветные ленточки.

Издревле в народном сознании родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты. Недаром родники в народных легендах олицетворялись с молодыми девушками.В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.   Взрослые люди пили воду с непокрытой головой в знак особого ее почитания.

Согласно многим религиям, вода существовала раньше земли. Многие народы воду, так же, как и землю, величали Матерью, упоминали ее имя при заклятиях и верили в то, что, когда наступит конец света, после страшного суда вода исчезнет повсюду на земле, а в ключах останется.

 Считалось большим грехом плевать в воду («Не плюй в колодец, случится напиться», «В воду грех плевать», «Плевать в воду — все равно, что матери в глаза»).Старики учили: нельзя говорить о воде плохие слова, ибо несоблюдение этого наказывается головной болью. Осквернение и загрязнение родников считалось святотатством и могло наслать несчастья на весь род. Освященной водой, как символом здоровья, окроплялись коровы после отела, ульи, жилые постройки и дворы. Если желали, чтобы корова давала больше молока, то хозяйка, оторвав кусок хлеба, несла его с вечерней зарей к ключу, да чтобы никто не видел, кланялась, и, опустив в ключ хлеб, произносила наговор, оставляя хлеб на ночь. Утром хозяйка проделывала то же самое, черпала воду с хлебом и несла скотине. После этого считалось, что скотина получит приплод и будет давать больше молока.

Кроме того, что абсолютное большинство освященных источников имеют лечебные свойства, многим приписывалось еще и магические. Пример тому – родник в д.Тумин, когда молитвы у родника помогали вызвать дождь.

Родниковая вода считалась целебной для глаз. Знающие люди советовали совершить следующий обряд - 3 дня до восхода солнца надо приходить к роднику и окунать в него в лицо с открытыми глазами. Считалось,что вода из родника обладает способность.  исцелять и другие болезни. Чтобы избавиться от недуга, в воду опускали кусочек хлеба и низко кланялись: «Пришёл-де я к тебе, матушка-вода, с провислой да повинной головой - прости меня, простите и вы меня, водяные деды и прадеды». Это повторяли трижды и трижды кланялись. Утверждали, что самые трудные болезни, как известно, лечатся только «непочатой» водой. По старинным рецептам, набирать ее надо до восхода солнца пpи полном молчании из того колодца или родника, где еще с ночи никто воду не брал. Самое лучшее, если бы вода эта была взята с трёх ключей. В «непочатой» воде купали больных детей.

Считалось также, что необыкновенно целебную силу вода получает при раскатах грома, в эти минуты надо спешить к источникам омываться. «С гуся вода, с лебедя вода - с тебя худоба», — таким заговором лечили раньше больных с помощью воды родника.

Люди верили, что у родника можно было оставить свои беды и болезни. Воплощением этого представления является ритуал завязывания у источника белой тряпочки. Повсеместно было распространено поверье, что если прочитать у родника определенную молитву или заговор против болезни, жизненной неурядицы и тому подобного, а потом завязать на дереве у источника белую тряпочку, то твоя проблема в этом узле и останется. Делать это следовало на рассвете или на закате. Кстати, развязывать узелки строго воспрещалось, иначе болезнь перекинется на развязавшего

Возле кpиниц запpещалось пpоводить хозяйственные pаботы: pубить дpова, стиpать, жечь костpы, не годилось pугаться, кpичать или петь, игpать, заглядывать в воду без нужды, есть над водой. Женщинам запpещалось бpать воду с pаспущенными волосами. Чистота кpиничной воды тесно связывалась с чистотой семейной жизни. Чтобы очистить кpиницу сооpужали pядом с ней каплички и кpесты. С древних вpемен хpанятся в наpоде эти стаpинные пpедания, помогая каждому поколению узнать истоpию и полюбить свой кpай. 

Еще одно старинное поверье утверждает, что количество родников взаимосвязано с числом звезд на небе и, когда начинает бить из-под земли новый ключ, то в небе зажигается новая звезда. И наоборот, если родник засыпать или он сам засохнет, то погаснет и звезда. Поэтому, говорили старики детям, если желаешь иметь на небе свою звезду - расчисти родник. И в наши дни огромное количество народа приезжает, чтобы полюбоваться родниками, умыться и попить водицы или окунуться в родниковую воду. В качестве примера можно привести родник в д. Ставы, который занимает второе место в Брестской области по посещаемости. Поэтому встал вопрос об исторической глубине почитания источников, возникла необходимость выявить все сохранившиеся предания, легенды и обряды, связанные с родниками. В былые времена многие из родников были очень красиво оформлены: рушниками, цветами, имели навесы от дождя, скамейки для отдыха и столы для принятия пищи. Сегодня эти забытые традиции возрождаются. И всем приятно от души присесть на оригинальную скамейку под навесом у самого сердца родника и продлить минуты очарования и чудодейственного воздействия.

К сожалению, уже ушло то поколение старожилов, которое бережно хранило в своей памяти предания и заветы наших предков.  Поэтому наш долг по крупицам собрать информацию, которую мудрый белорусский народ копил годами и столетиями и передать ее следующим поколениям, чтобы окончательно не прервалась связь поколений.

Как и для наших предков, для нас сберечь родники - живительные источники силы и здоровья всего живого на Земле - значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую, сберечь Родину. Потому что каждый, даже самый маленький, затерявшийся в зарослях камыша и густой травы, под кустом, в овраге, в лесу родничок – это частичка нашей Родины, не даром же слова «родина» и «родник» имеют общий корень. Каждый из нас низко кланяется, чтоб испить живой родниковой воды, которая обжигает прохладою, разливаясь по телу и переполняя душу до боли щемящим чувством восторга и благодарности к родной Земле.

 

Современное состояние родников.

«Самые чистые и целебные родники на Брестчине – в Каменецком районе», - так утверждают справочники и путеводители. Так ли это на самом деле? Для выяснения современного состояния воды в родниках мы обратились районный центр гигиены и эпидемиологии. Специалисты центра сообщили, что последние пробы воды из родников брались в июле 2020 года.Увы, показатели почти во всех родниках не утешительны.

Из всех вышеописанных источников санитарным нормам соответствует только вода в роднике д. Ставы и соответственно она пригодна для употребления человеком.

В туминском роднике содержание нитратов в 4,3 раза превышает норму.

В родниках д. Мыкшицы и д.Верхи содержание нитратов в 3 раза выше нормы. Особое опасение вызывает родник в д.Огородники – он практически пересох. Специалисты объясняют это, кроме прочего, засушливой погодой в последние несколько лет. То же самое можно сказать и о роднике близ д. Свитичи.

Вода в высоковском роднике абсолютно непригодна к употреблению. Одним из негативных факторов, повлиявших на состояние воды, является близость городских очистных сооружений.

 Загрязнение воды нитратами может быть обусловлено как природными факторами, так и деятельностью человека. В последнее время человеческая активность около родников и колодцев привела к тому, что нитратное загрязнение, обусловленное такой деятельностью, наблюдается практически повсеместно. Основными антропогенными (обусловленными деятельностью человека) источниками поступления нитратов в воду являются просачивание в почву сточных вод и сток с полей, на которых применяются нитратные удобрения. Нитраты очень хорошо растворимы в воде и плохо задерживаются частицами почвы (практически не задерживаются). Поэтому они могут проникать глубоко в подземные воды и проникать в родники и колодцы. Кроме того, концентрация нитратов в воде подвержена серьезным колебаниям, связанным с сезонами года и с количеством выпадающих атмосферных осадков. В период таяния снега, весенних половодий, ливневых дождей концентрация нитратов в подземных водах может быть выше, чем в засушливый период и в период больших морозов зимой. Нитраты опасны для человека, особенно, при длительном употреблении питьевой воды содержащей значительные количества нитратов. Содержание нитратов в питьевой воде нельзя определить ни по запаху, ни по вкусу. Они определяются в лабораториях на специальных приборах.

  Следует помнить, что качество воды в роднике может меняться. Поэтому есть смысл анализ воды проводить несколько раз в год.  Если причиной загрязнения воды являются природные факторы, то, как правило, повлиять на них практически невозможно. Если же это результат деятельности человека, то в некоторых случаях можно помочь роднику очиститься от загрязнений. Важно понимать, что процесс очищения подземных вод, питающих родник, может затянуться на несколько лет. В таком случае, остается лишь наслаждаться журчанием воды и красотой окружающей природы. Иногда случается так, что излишне рьяные и малограмотные сотрудники санитарных служб имеют на все случаи жизни один рецепт очистки источника воды от всех мыслимых и немыслимых загрязнителей — хлорирование. Для этого раньше использовали хлорку, а сейчас современные препараты, также содержащие хлор. Такие действия могут окончательно погубить родник. Дело в том, что кроме выполнения функции снабжения людей качественной питьевой водой, родники являются и достаточно редкими природными объектами. Многие родники являются памятниками природы местного или республиканского значения. По мнению некоторых ученых, природные особенности практически всех сохранившихся в нетронутом виде родников настолько высоки, что большинству из оставшихся незамеченных криниц необходимо также придать охранный статус. Прямо в родниках и в родниковых ручьях часто обитают уникальные виды животных и растений, включенные в Красную книгу Беларуси. Хлорируя воду родника, такие псевдоспециалисты легко убивают уникальную экосистему, даже не заметив этого. Такое допустить нельзя. В родник не должно попасть никаких химических препаратов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на утверждение о целебных свойствах родниковой воды, гарантировать её качество и чистоту нельзя. И зависит это не только от жизнедеятельности человека вблизи от местонахождения источника, но и от сезонности погодных условий. Неизменно наполняются различными примесями родниковые воды во время весенних паводков или осенних проливных дождей. Но если эти природные явления делают воду в роднике для питья непригодной в течение некоторого времени, то соседство промышленных предприятий и свалок бытовых отходов делают ее не пригодной для питья в принципе. Невозможно себе представить чистый родник в центре города или рядом с очистными сооружениями, к сожалению, часто люди засоряют родники и в лесопарковых зонах. Пример тому – родник в г.Высокое. Так же губительными для родников оказываются и засушливые годы. Жертвами засухи стали родники в д.Огородники и

Свитичи, самые «старые» из представленных родников. Но люди не теряют надежду, что родники еще вернутся.

 

 

                                      

                                      

 

 

 

 

 

Разделы сайта