Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Станция 4.         д. ВЕРХОВИЧИ., ур. ГРУШКА

Верховичи (белор. Вярховічы) — деревня в Каменецком районе  Брестской области Белоруссии. Центр Верховичского сельсовета. Население — 408 человек (2019).

Верховичи находятся в 15 км к северо-востоку от города Высокое в 22 км и к северо-западу от города Каменец. В 8 км к северо-западу проходит граница с Польшей, деревня находится в приграничной зоне с особым режимом посещения. Местность принадлежит к бассейну реки Вислы, вокруг села существует сеть мелиоративных каналов со стоком в реку Лесная. Через деревню проходит местная автодорога Оберовщина — Януши, ещё одна дорога ведёт из Верховичей в соседнюю деревню Куноховичи.

Село впервые упомянуто в 1559 году в «Ревизии пущ и переходов звериных в Великом княжестве Литовском», было шляхетским имением в Берестейском повете Берестейского воеводства Великого княжества Литовского. Имение принадлежало Анне Яновне Радзивилл. В 1567 году сдавалось в аренду Василию Копатю. В 1583 году Анна Яновна передала четыре тысячи восемьсот грошей литовских, которые она получила с имения Верховичи от Каспора Дембинского и его жены Марины Ивановны Коптевны, своему мужу Кристофу Андреевичу Садовскому. В 1631 году — Касперу Дембинскому и Марине Копоть. В ноябре 1655 года в рамках русско-польской войны 1654—1667 годов неподалёку от Верховичей состоялось сражение между русской армией и армией Речи Посполитой, закончившееся победой русских.

Около 1740 года Верховичи перешли к роду Сапег.

После третьего раздела Речи Посполитой (1795) Верховичи в составе Российской империи принадлежали Брестскому уезду Гродненской губернии.

В XIX веке имение перешло в собственность рода Ротов, которые выстроили здесь усадьбу. В 1897 году местечко насчитывало 23 двора и 384 жителя, действовали две церкви, магазин, еврейский молитвенный дом, волостное правление, народное училище.

Согласно Рижскому мирному договору (1921) село вошло в состав межвоенной Польши, где принадлежало Брестскому повету Полесского воеводства. В 1923 году здесь было 45 дворов и проживало 223 жителя.

С 1939 года в составе БССР.

 

Достопримечательности

  • Церковь св. Николая. Деревянная церковь построена в 1933 году. Памятник архитектуры.
  • Церковь на кладбище. Деревянная церковь в одних источниках упомянута как церковь св. Духа, в других — как Троицкая. Дата строительства спорна: государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь указывает дату 1940 год, однако другие источники приводят 1876 год, в частности, именно этот год упомянут в Гродненском православном календаре 1899 года издания.
  • Усадьба Ротов. Усадебный дом не сохранился. От зданий усадьбы сохранились два: винокурня и склад (оба начала XX века).
  • Фамильный склеп Ротов. Расположен на кладбище, слева от кладбищенской церкви.
  • Братская могила советских воинов. Похоронены 158 воинов. В 1956 году установлен памятник.

Обе церкви и братская могила включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

 

 

ШКОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

 

ГРУШКА

    Что-то похожее можно увидеть только на польской Грабарке или горе Крестов в Литве. Посреди поля на пригорке вокруг одинокого дерева установлено несколько сотен православных крестов — от совсем маленьких, сделанных из веточек, оказавшихся под рукой, до массивных деревянных, нести которые — тяжкий труд. На каждом повязана яркая цветная лента. Такими же развевающимися на ветру ленточками — не сосчитать, сколько их, — украшены ветки дерева. От них у всего этого места какой-то радостный и праздничный вид. Это — урочище Святая Грушка, место ежегодного паломничества сотен и сотен православных. Они несут сюда поклонные кресты, молятся за здравие своих родных и повязывают на дереве ленточку. Традиции больше 100 лет.

Пресвятая Заступница

   Урочище Святая Грушка находится между деревнями Бушмичи и Верховичи в Каменецком районе Брестчины. Народная молва гласит, что именно в этом месте, под растущей в поле грушей, девочке из Бушмичей было явление Божьей Матери. Когда именно это было, есть разные версии. Но в архивах сохранились документы, согласно которым случилось это в 1899-1900 годах. Молва даже донесла до наших дней имя девочки — Прасковья. Была она сиротой, пасла на пригорке хозяйских овец (по другой версии — свиней), и застала ее там страшная гроза. Девочка спряталась под дикую грушу, которая росла в поле, и стала молиться и плакать, жалуясь на свою горькую судьбу. Тогда-то и явилась ей Пресвятая Богородица, чтобы утешить и предсказать счастливую жизнь. Обрадованная девочка рассказала об этом в деревне, и ей поверили. Тем более что вскоре стали в этом месте случаться всякие чудеса. До сих пор сельчане рассказывают истории о женщине, которая пришла молиться за дочку, заболевшую менингитом (несла крест от самой деревни, руками выкопала под него яму, всю ночь молилась), и та выздоровела. Или про другую женщину, которая принесла к грушке парализованного сына, долго-долго молилась, и он встал на ноги.

С тех пор и повелось. Со всех окрестных деревень начали привозить к грушке больных для исцеления и брали из-под нее горсточку земли. Когда к урочищу началось массовое паломничество верующих, становой пристав распорядился срезать грушу, однако люди не дали. Верующие собирались поставить рядом с грушей церковь, уже и материал заготовили, но помешала Первая мировая война. А груша росла себе и росла. Однажды, правда, случилась беда. Кто-то выкупил землю и выкорчевал грушу, но она на том же месте опять выросла.

А вот как в начале 40-х годов в урочище была построена деревянная часовня на каменном фундаменте и под жестяной крышей, местные старожилы помнят. У жительницы Бушмичей Надежды Ивановны Карпук сохранилась даже фотография с того времени. Тогда территорию святого места (с полгектара) обнесли оградой, а под грушей поместили икону Успения Божьей Матери. И часовня, и груша уцелели во Вторую мировую. Уже тогда, согласно сохранившимся документам, две трети огороженного места были заняты крестами. Многие — с надписями «За здравие, благополучие в жизни и благоденствие» и датами с 1910-го по 1953 год. В день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) к святому месту совершались массовые крестные шествия.

Откуда пошел обычай нести в урочище поклонные кресты, никто уже и не помнит. «Возможно, это пошло с того времени, когда люди несли сюда «жертву» — кудель шерсти, сноп жита, каравай хлеба, — предполагает методист по народному творчеству и фольклору отдела культуры Каменецкого райисполкома Татьяна Туркова. — Таким образом они поклонялись Божьей Матери и просили у Нее заступничества или благословения».

                   Как грушу ликвидировали

В конце 50-х годов прошлого века кампания по закрытию церквей и искоренению «мракобесия» докатилась и до этих мест. В архивах сохранился доклад уполномоченного совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Брестской области А. Иванова за 1960 г., в котором он рапортует: «Проведена значительная работа по ликвидации так называемых «святых мест» — «Грушка» Высоковского района и другие, куда раньше совершалось паломничество верующих…» За сухими строчками — настоящая трагедия для православных. Старожилы в Верховичах рассказывают: еще когда лишь поползли слухи, что грушку собираются срубить, мужчины сделали огромный деревянный крест, обнесли его вокруг деревни и поставили в урочище, а женщины всю ночь с молитвами ткали полотно для рушников, которые завязали на кресте. Не помогло.

«Я совсем девчонкой тогда была, — вспоминает Надежда Ивановна Карпук. — Выскочила по своим делам во двор, рано-рано утром это было, смотрю, а на горе, где грушка, людей много, тракторы какие-то стоят. Про все дела забыла, бегом домой, говорю отцу: ой, кажется, нашу грушку будут уничтожать. Тот на мотоцикл, ему как раз на работу надо было собираться, и туда. Потом рассказал: нагнали в урочище техники, солдат, милиции, оцепили место со всех сторон, чтобы никто не помешал». В 7 утра начали, а к 12 на этом месте вообще ничего не осталось. Ни часовни, ни крестов, ни груши.

Но вот что интересно: место, где росла когда-то грушка, трактористы никогда не перепахивали. Аккуратно обходили его по периметру, и спустя пару лет деревце появилось опять. То ли посадил кто, то ли из оставшихся в земле корней проросло. И что бы вокруг ни сеяли, рассказывает Надежда Ивановна, всегда через поле к тому месту была протоптана тропинка. Люди по-прежнему шли к нему со своими молитвами и чаяниями — и несли кресты. Такое «безобразие», конечно, советская власть терпеть не собиралась. 9 июня 1980 года была проведена очередная ликвидация. Около 200 установленных крестов были вывезены и сожжены (по рассказам других сельчан, половину крестов вывезли в лес, где они и сгнили, а другую половину отправили на растопку в местную школу), а площадка распахана и засеяна зерновыми.

Местные жители говорят: те, кто занимался уничтожением святого места, были страшно наказаны. Почти все умерли раньше срока, да и дети их не были счастливы. Кто повесился, кто в колодце утонул, кто на болоте погиб.

«Коллективные» кресты»

А грушка растет и поныне. На народной памяти — уже третья на том же месте. В 2012 году рядом с нею была построена и освящена новая церквушка. Каждый год 27 августа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, сюда съезжаются священники и служат молебен. Из всех окрестных деревень идут паломники, приезжают из соседних районов, из Польши…

«Обряд почти не изменился, — рассказывает Татьяна Туркова. — Еще до начала торжественного богослужения совершается обряд поклонения дереву. Нужно поцеловать иконы на крестах (Говорят, одна из них та самая, что была установлена у часовни изначально. — Ред.), дотронуться до ствола груши и завязать цветную ленточку на ветке. В подтверждение своей веры и «за здравие» несут к грушке деревянные кресты, которые вкапывают возле дерева и тоже украшают их лентами». Среди крестов есть такие, что установлены от имени предприятий и организаций, с просьбами к Заступнице о благополучии для своих работников. Однако на большинстве нет никаких табличек и надписей. Люди верят, что имена тех, за кого они молятся, Пресвятая Борогородица прочитает в их сердцах.

А еще здесь с незапамятных времен установился замечательный обычай. Хозяйки из окрестных деревень к этому дню готовят постные блюда и после богослужения накрывают в святом месте столы, где каждый паломник, прежде чем отправиться в обратный путь, может отведать угощение, освященное епископом. Когда столов не было, скатерти и клеенки стелили прямо на земле длинной-длинной полосой — чтобы всем места хватило. В семейных фотоальбомах сельчан есть и такие фотографии.

Знающие люди говорят: такого места, где устанавливают кресты только «за здравие», в Беларуси больше нет. Сейчас отдел культуры Каменецкого райисполкома готовит документы, чтобы представить на рассмотрение научно-методического совета при Министерстве культуры предложение включить элемент нематериального наследия «Традиция паломничества и поклонения «Грушка»» в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Правда, процесс этот долгий и трудный. Но и времена другие.

 

Разделы сайта